|
Быстросъёмное снегоуборочное оборудование
Рынок спецтехники во многом похож на обычной автомобильный рынок. Вот только вместо машин премиум-класса здесь выступают уборочные комплексы, а автомобили эконом-класса заменяет навесное и прицепное оборудование. Популярность последнего очевидна — оно дешево, достаточно функционально и, что самое главное, может применяться в комбинации с уже существующими ресурсами. Таким образом, у коммунальных хозяйств не возникает необходимости тратиться на дорогостоящие машины, которые, к тому же, требуют дополнительных расходов на обслуживание и сервис (а последние, в случае закупки иностранной спецтехники, могут быть очень существенными). А это, в условиях «скудности» отчислений в пользу эксплуатационных предприятиях, является серьезным аргументом в пользу навесного и прицепного оборудования.
В результате наблюдается следующая картина — более 70 российских предприятий продают свыше 300 моделей навесных устройств, предназначенных для снегоочистки и борьбы с гололедом. Большая часть такого оборудования подходит для установки на серийные машины (например, среднетоннажные ЗИЛы 4х2 и заднеприводные трехосные КамАЗы, реже МАЗ и КрАЗ), колесные тракторы («Владимирец» и «Беларус», для тяжелых работ - «Кировец» и ХТЗ) и фронтальные погрузчики. Также встречается снаряжение для мини-погрузчиков, автогрейдеров, гусеничных бульдозеров.
При выпуске оборудования производители ориентируются на предполагаемую сферу применения. Например, для легких работ по уборке снега могут подойти и легковые автомобили. Последние стали применяться еще в начале 1960-х годов — тогда на модели ГАЗ-69 и ГАЗ69А стали монтировать плужный отвал спереди и щетку сзади. Затем пришел черед автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б, которые, впрочем, из-за сложности конструкции и высокой стоимости эксплуатации не приобрели широкого распространения. На данный момент на российском рынке снегоуборочные машины на легковых шасси выпускает лишь ЗАО «Сатол», которое, находясь в Самарской области, имеет возможность непосредственный работ с компаниями «АвтоВАЗ», «Авиакор», СНТК им. Кузнецова, заводом Металлист и т. д. Это, а также сотрудничество со швейцарской фирмой Marcel Boschung AG, позволило развернуть выпуск самого разнообразного оборудования и автомобилей. Среди предлагаемой продукции стоит выделить модель УТС — она создана на основе «Лады Тарзан». Среди оборудования, устанавливающегося на полноприводные пикапы и хэтчбеки — как снегоуборочное (щетка, отвал), так и «противогололедное» (поливочная гребенка для реагента ХКМ и грузовые прицепы для транспортировки и рассыпки материалов).
Примерно для тех же целей применяются и малотоннажники. Универсальные шасси типа Multicar, которые пробовали внедрить в СССР, не прижились из-за низкой производительности (ее не хватало даже на обслуживание дворов и парковых зон) и высокой стоимости, поэтому после распада Союза производители пытались применять другие платформы. ООО «Цезарь», например, предприняло попытку подготовить собственную машину «Цезарь Эмка», а также выпускать технику на базе УАЗ-3303, которая бы могла оснащаться отвалами (скоростным и поворотным), фрезерно-роторным и плужно-роторным снегоочистителями, зимними щетками, а ЗАО «Липецк-УАЗ» и Ульяновский завод коммунальных дорожных машин наладили производство модели «Мульти-УАЗ-73» (УММ). Этот автомобиль сделан на основе вышеупомянутого УАЗ-3303. Зимой на него монтируется снежный плуг, щетки для уборки дорог, а также разбрасывающий круг для распределения по дорожному покрытию инертных материалов.
В начале 2000-ых годов также отметились ОАО «Арзамасский завод «КОММАШ» и ОАО «Завод автомобилей малых серий». Первое предприятие запустило в серию модель КО-820-3, которая была построена на основе грузовой «ГАЗели» и рассчитана на посыпку дорог песком, второе доработало автомобиль ГАЗ «Соболь», усилив раму машины, оборудовав ее механизмом для уменьшения рабочей скорости, гидравлической коробкой отбора мощности мощности и основой для монтажной плиты с быстросъемным креплением. Такой «Соболь» оснащается снегоуборочным и противогололедным оборудованием. Среди аналогичной продукции из ближнего зарубежья стоит отметить пескосолеразбрасыватель «Терен», разработанный в Украине и применяющийся на базе малогабаритного БАЗ-3340.
Впрочем, легковые автомобили все же имеют весьма ограниченные возможности. Куда более функциональными являются среднетоннажные грузовики. Применение подобной техники началось еще в 1940-х годах, и с тех пор на нее приходится значительная часть технопарка коммунальных служб (порядка четверти всех машин, задействованных в зимнее время). Шасси ГАЗ используется редко — куда большее распространение получила продукция старейшего российского автопроизводителя АМО ЗИЛ, в частности, модели ЗИЛ-431412, -433102, -433362, -432932 или -49456. Снегоуборочное и противогололедное оборудование для них выпускают как небольшие компании (ОАО «Амурдормаш», ЗАТ «АТЕКО», ООО ПКФ «Берц» (бывш. «Торфмаш»), ОАО «КДМ», ВАТ «Кредмаш»,ОАО «Мосдормаш», ОАО «НПО Росдормаш»,Сухоложский механический завод, Тюменьремдормаш, ОАО «ЭРМЗ «Спецтранс»), так и крупные производители — ОАО «СААЗ АМО ЗИЛ», «Ряжский авторемонтный завод», «Курганский машиностроительный завод», «Мценский завод коммунального машиностроения», «Арзамасский завод коммунального машиностроения». Отдельно стоит отметить ЗАО «Доркомтехника», выпускающее автоцистерну ДКТ-503 для распределения противогололедных реагентов (она устанавливается на модели КО-829А, КО-713-01 и КДМ-130).
Среднетоннажные грузовики хорошо подходят для обслуживания городских дорог, а вот за городом их применение ограничено в силу не самой высокой производительности и небольшого объема кузова. Здесь в действие вступают грузовые автомобили большой грузоподъемности. И как раз в этом сегменте ЗИЛ проигрывает — вместо продукции Завода имени Лихачева зачастую используют автомобили на шасси КамАЗ-53215, КамАЗ-5513, полноприводные «Уралы», двухосные, а иногда и трехосные МАЗы и КрАЗы 6х4.
Крупнотоннажные машины применяются в трех вариантах конструкции. Первый предусматривает использование грузовика с передним скоростным отвалом для скоростной снегоуборки. Среди производителей оборудования для таких автомобилей - ОАО «Ухтагазстроймаш», ОАО «Тюменьремдормаш», ООО «Комдор», ОАО «Буммаш» и ООО «Миасский завод специализированных автомобилей».
Во втором варианте вместо грузовика применяется самосвал, а в качестве оборудования - как снегоуборочное (отвал, плуг), так и противогололедное (бункер с материалами и распределитель). При этом в силу своей функциональности машины такой конструкции позволяют до определенной меры заменить собой несколько снегоуборочных автомобилей, и поэтому часть эксплуатируются в городах с небольшой населенностью, а также на территориях крупных промышленных предприятий с отдельными дороги.
Третий вариант самый «разнообразный» - он предусматривает создание комбинированной дорожной машины с возможностью демонтажа оборудования, что позволяет использовать ее как в зимнее, так и в летнее время. Для проведения работ по уборке снега устанавливаются отвалы различных видов (передний дорожный, передний и боковой скоростный), щетки, а для борьбы с гололедом — кузов для перевозки инертных материалов, распределитель. Также возможен монтаж гидроманипулятора с фрезерно-роторным рабочим органом.
Стоит отметить, что на такие машины может устанавливаться погрузочно-разгрузочный механизм (так называемая система «мультилифт»). Это позволяет перевозить на одном автомобиле контейнер, цистерну, платформу для спецтехники и т. п., и, таким образом, делает автомобиль более универсальным (его можно использовать в зависимости от нынешних нужд, в отличие от машин, которые имеют приваренный к раме кузов).
Среди компаний-производителей автомобилей с системой мультилифт — ОАО «КДМ» (семейство ЭД-405), ОАО «ЭРМЗ «Спецтранс» (модель «Мираж»), ОАО «РАРЗ» («Экомтех МКДС-4107»), ОАО «ТоМеЗ» («Сокол 69280/ КО-828»), завод МЗОК.
Некоторые предприятия, например, ОАО «Сатол», осваивают шасси зарубежных производителей (MAN). Кстати, иностранные крупнотоннажные автомобили достаточно часто используются на уборке трасс в силу нехватки отечественной техники подобного класса. Исключение составляет разве что модель КО-845 разработки ПРУП «Минский завод колесных тягачей» и московского ВНИИ «Стройдормаш». Эта многофункциональная машина для патрульной очистки магистралей построена на базе модели «Волат-65274», имеет полный привод и подходит для установки 30 видов сменного оснащения.
В заключение следует отметить, что навесное и быстросъемное зимнее оборудование еще долго будет пользоваться популярностью у российских производителей.
|
|