|
Отечественные комбинированные дорожные машины
Комбинированные дорожные машины (КДМ) представляют собой отдельный класс спецтехники. Отличаются они, главным образом, своей высокой функциональностью и возможностью использования для осуществления работ различных типов. В данной статье будет сделана попытка осуществления сравнительного анализа предлагающихся на российском рынке КДМ отечественного производства.
В первую очередь, в классе КДМ следует выделить две группы автомобилей, различающихся между собой типом применяющегося шасси. Первую группу, которую можно условно обозначить как группа А, составляют машины на базе ЗИЛ 4х2. . Вторая группа (группа Б) включает, преимущественно, автомобили на платформе КамАЗ, МАЗ, «Урал», а иногда и ЗИЛ, с полным (6х6), либо неполным приводом (6х4 или 4х2). В силу неодинаковых шасси, машины этих двух групп имеют различные сферы применения — представители первой категории используются для обслуживания нешироких улиц и проездов, тогда как автомобили, относящиеся ко второму типу, применяются для уборки крупных городских дорог, а также загородных трасс. Этим объясняются и расхождения в монтаже оборудования, речь о котором пойдет далее.
В первую очередь, следует рассмотреть возможности установки кузова. Если у машин из группы А кузов или цистерна монтируются на раму шасси и прикручиваются болтами к закрепленным фиксаторам, то для КДМ группы Б они также могут устанавливаться в кузове самосвала (растяжками к приваренным скобам или болтами к установленной пластине) или с помощью системы «мультилифт» (сменный кузов затягивается на автомобиль с помощью крюкового захватного устройства или тросов). Монтаж-демонтаж осуществляется различными способами — только с использованием крана или погрузчика (характерно для группы А), либо же «самостоятельно» (благодаря установленным выдвижным опорам с домкратами кузов может быть отделен от шасси и независимо закреплен на твердом покрытии, что позволит осуществить замену базовой машины).
Второй вариант встречается на представителях группы Б. Для обычных машин последней категории опоры выполняются либо стационарными (они имеют вертикальное положение, для перевозки поднимаются и закрепляются пальцами), либо съемными (перевозятся в горизонтальном положении, при установке фиксируются в гнездах под кузовом), для самосвалов — только стационарными (при этом передние стойки для транспортировки автоматически устанавливаются вдоль кузова, а задние — поднимаются вверх).
Стоит отметить, что для создания КДМ на базе самосвалов применяются модели КамАЗ-53229 или КамАЗ-55111. Машины на шасси первого типа выпускают КОРМЗ, ОАО «Комплексные Дорожные Машины» – далее ОАО «КДМ», Ряжский авторемонтный завод – РАРЗ, а на второй платформе — СААЗ, ОАО «КДМ». Также встречаются варианты на базе МАЗ-5551 (СААЗ) или Урал-55571-30 (ОАО «Евразия»). КДМ с системой мультилифт делают обычно на базе КамАЗ-53215 или 53229. В числе производителей машин с крюковым захватным устройством — РАРЗ и ТоМеЗ, автомобили с тросовым захватом выпускает ОАО «КДМ» Имеются и исключения, например, модель КДМ-650 от Лесхозмаша (Великие Луки), которая для замены кузовов использует кран-манипулятор, расположенный на базовом шасси.
Различия между группами А и Б прослеживаются и в установке привода рабочих органов. Он, к слову, является гидравлическим, и осуществляется карданом и цепью от коробки отбора мощности (КОМ). На машинах, относящихся к группе А, обычно встречается боковое расположение компонентов гидросистемы на раме, у представителей группы Б они находятся позади кабины. КДМ, сделанные на основе самосвалов, часто имеют штатную гидросистему. Гидропривод от отдельного ДВС применяется крайне редко.
Стоит отметить, что иногда на КДМ устанавливаются микропроцессоры для управления технологическими операциями, например, для контроля за плотностью и шириной посыпки дорог противогололедными реагентами. Обычно к использованию подобных систем прибегают крупные производители вроде ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» или РАРЗ. Особого внимания заслуживает устройство, предлагаемое ОАО «КДМ» - оно также выдает водителю сообщения о неисправности механизмов, автоматически отключает механизмы при движении со скоростью менее 3 км/ч и включает их при разгоне до 5 км/ч, а также сигнализирует об отсутствии антигололедных материалов отключением распределяющего диска.
Как отмечалось выше, различия между машинами групп А и Б также проявляются в используемом оборудовании. У представителей первой группы отсутствует, например, возможность установки передней и задней щеток, бокового и переднего, скоростных и комбинированных передних отвалов. У машин группы Б, они наоборот, активно используются.
Так, передняя щетка с жестким ворсом, имеющая диаметр 0,5-0,8 м и ширину 2,7-2,9 м, устанавливается в горизонтальном положении с возможностью поворота на угол до 30 градусов , приводится в движение гидравликой, которая обеспечивает вращение элемента с частотой от 200 до 400 оборотов в минуту. Предлагается в нескольких вариантах исполнения — навесном или полунавесном (с двумя вспомогательными колесами.) Может применяться для снегоуборки или мокрой очистки дорог. В последнем случае дополнительно подается вода, а также устанавливается грязеуловительный фартук.
Задняя щетка отличается от передней не только местом установки (полунавесная, сзади), но также своими характеристиками. Поскольку выпускается подобное оборудование только одним предприятием — КОРМЗ, и применяется на машине ДМК-40, то и вариаций здесь немного — диаметр щетки составляет 0,55 метра, ширина обработки — 2,5 метра, частота вращения — 300 мин-1. При этом угол установки тот же, что и у передней щетки — 30 градусов, положение — горизонтальное, сфера применения — уборка снега, грязи, мусора.
Среди прочих разновидностей щеточного оборудования — средняя щетка и щетка для мойки придорожных объектов. Первая имеет диаметр 0,5-0,6 метра, устанавливается под углом 30 градусов, что позволяет обрабатывать полосу шириной 2,3-2,8 метра, может приводиться в движение как гидравликой, так и механически. Применяется для сметания сора и пыли с дорог, а также «подчистки» снега, остающегося при уборке передним отвалом, подходит для использования на машинах обеих групп. Щетки для влажной очистки придорожных объектов (ограждений, отбойников и т. п.), отличаются от вышеперечисленных не только сферой использования, но также конструкцией. Для их установки необходима специальная плита в передней части кузова, а сами щетки, имеющие мягкий или жесткий ворс, монтируются в вертикальном положении на специальную поворотную стрелу. Последняя приводится в движение гидроцилиндрами, позволяющими «отодвигать» стрелу на 2,5 метра от центра автомобиля. Они же используются для настройки высоты щеток на дорожных покрытием. Отдельные гидромоторы позволяют щеткам вращаться с частотой 300-600 мин-1.
Что касается отвалов, то скоростной тип рассчитан на использование для патрульной уборки дорог от снега. Он устанавливается обычно под углом 40-50 процентов, оснащается стальными или резиновыми ножами (оборудование последней категории встречается на машинах от СААЗ) и, при движении автомобиля на скорости в районе 50-60 км/ч, позволяет отбрасывать снег в сторону на расстояние до 20 м.
В случае с передними поворотными отвалами (которые, в отличие от остальных, встречаются и на машинах группы А), речь идет о навесных и полунавесных элементах, размещенных под углом до 30 процентов и позволяющих проводить работы по уборке снега. В зависимости от степени плотности снега, используются резиновые (для свежевыпавшего) или металлические (для мокрого или слежавшегося) ножи. Скорость движения КДМ с передними поворотными отвалами — 20-40 км/ч. Стоит отметить, что при условии значительных неровностей дорожного полотна имеет смысл использовать отвалы с подпружиненными секциями, которые при движении могут менять высоту работы до 150 мм.
Комбинированный передний отвал выпускается только компанией ОАО «КДМ». Особенность данного оборудования — установка одновременно резиновых и металлических ножей, которые меняются с помощью гидроцилиндра, а также возможность значительного варьирования положения самого отвала по отношению к продольной оси машины. Встречается такое снаряжение на автомобилях серий ЭД-405 и ЭД-244.
Боковой отвал зачастую применяется вместе с передним поворотным или скоростным отвалом. Последние отвечают за отброс снега в сторону обочины, а боковой убирает его уже оттуда. Для качественной уборки он может оснащаться ножами различного типа, а также менять угол положения от 0 до 45 градусов (с помощью гидроцилиндра).
Средний отвал является более специализированным оборудованием — он рассчитан на уборку наледи или сильно спрессованного снега. Для этого на грейдерный отвал (второе название снаряжения этого типа) монтируются твердосплавные ножи с гладким или «зубастым» лезвием. Сам отвал закрепляется вместо средней щетки (т. е. в базе машины), а для расширения полосы обработки оснащается специальным выдвижным крылом. С наступлением теплоты автомобиль с таким оборудованием может применяться на дорожных строительных и ремонтных работах для распределения песка и щебенки.
Для борьбы с гололедом с наступлением холодов КДМ оснащаются распределительным оборудованием. В данном контексте стоит отдельно рассматривать механизмы для распределения инертных материалов и жидких реагентов.
В первом случае на машину монтируется кузов для загрузки песка, соли или пескосоляной смеси. Он зачастую оснащается металлической решеткой, отсеивающей камни, специальными козырьками, которые не дают материалам просыпаться при погрузке, и накрывается специальным тентом, предотвращающим попадание атмосферных осадков. Из кузова материалы по специальному транспортеру, который обычно представляет собой две втулочно-роликовые цепи, соединенные пластинами со скребками (или же эластичную ленту с ребрами), попадают на диск разбрасывателя. Последний находится на высоте 250-500 мм над дорогой и приводится в движение гидравликой. Как правило, во избежание повреждения механизма при загрузке или замене кузова, конструкция диска предусматривает возможность его подъема вверх. В случае посыпки солью, с боков кузова находятся пластиковые или стальные контейнеры для увлажняющего раствора.
Во втором варианте (для распределения жидких реагентов) устанавливается специальная цистерна для перевозки, насос и раздаточное оборудование. Внутренняя часть стальной емкости имеет специальное покрытие, препятствующее появлению ржавчины при перевозке «агрессивных» противогололедных материалов. Сама цистерна в поперечном сечении имеет, как правило, форму «чемодан». Иногда выполняется овальной. Заливная горловина, обычно, одна. В зависимости от габаритов шасси, насос и раздаточная арматура расположены либо в задней части цистерны, либо на специальном «балкончике» на задней стенке.
Помимо стальных, встречаются пластиковые баки для перевозки реагентов. Они могут иметь конструкцию стандартной сплошной емкости, либо же состоять из нескольких секций, количество которых варьируется в зависимости от грузоподъемности базовой машины. На практике такой вариант выполнения встречается у КДМ КО-829ВД, выпускаемой Арзамасским предприятием на базе ЗИЛ-433362. Автомобиль имеет три пластиковых резервуара прямоугольной формы, обладающих суммарным объемом 6 м3,. Они выполнены из полиэтилена низкого давления монтируются поперечно на подрамнике из металла. Система трубопроводов образовывает общую магистраль.
Независимо от используемых емкостей, система распределения реагентов, как правило, одна и та же — в задней части кузова на горизонтальной раме монтируются два диска, трубопроводы для подачи жидкости и специальное устройство, направляющее определенное количество реагента на диски. Иногда дополнительно монтируется резиновый фартук, который должен предотвратить возникновение коррозии заднего свеса из-за попадания противогололедной жидкости.
В теплое время года для осуществления мокрой уборки дорог и придорожных элементов на КДМ применяется поливомоечное снаряжение, монтируемое на «носу» машины. Схемы его выполнения бывают самыми различными — от размещения у краев бампера двух сопел, которые должны либо «прибивать» дорожную пыль, либо смывать мусор к ливневым стокам, до монтажа фронтальной моющей гребенки. Последняя позволяет «захватывать» более широкий участок дороги за один проход автомобиля, и осуществлять мойку более равномерно. При этом для обработки большего пространства гребенка может быть выполнена поворотной, с боковыми соплами и боковыми откидными секциями. Нередко встречаются варианты с вертикальными элементами для мокрой очистки ограждений, и возможностью подключения специального моечного пистолета для влажной обработки дорожных знаков и остановок.
Стоит отметить, что в зависимости от компании-производителя давление воды для осуществления мойки и полива может отличаться. При простом распределении воды на автомобилях производства ОАО «КДМ» давление может составлять 0,5-0,8 Мпа (5-8 бар), при осуществлении мокрой очистки — 1,4-1,8 Мпа (14-18 бар). При высоконапорной мойке, для которой обычно используется дополнительный насос, давление достигает 5,0 Мпа (50 бар).
Стоит отметить, что на отдельных автомобилях группы Б (ЭД-405У (ОАО «КДМ»), «Тройка-2000» (ОАО «Евразия») и КДМ-650 (Великолукский Лесхозмаш) встречается стрела-манипулятор, правда, в разных вариантах. У ЭД-405У она неповоротная с вылетом максимум в 4,47 метра, используется для крепления и привода фрезерно-роторного снегоочистителя, косилки и кустореза. У «Тройки-2000» стрела сделана поворотной, с большим вылетом (6,5 м) и возможностью установки дополнительного оборудования (например, грейферного ковша для песка, щебня и т. п.). Что касается КДМ-650, то у нее установлен не просто манипулятор, а кране-самопогрузчик МУГ-70М. Он может осуществлять полный поворот вокруг оси, а его конструкция предусматривает возможность оснащения различными ковшами и механизмами для фиксации и переноски грузов. В сферу применения входит установка на базовое шасси сменных кузовов.
Кроме того, ряд машин использует узкоспециализированные механизмы. Так, модель Р-313 от РаМЗ оснащена сменным кузовом со снаряжением для проведения ямочного ремонта, а МДК-48462, выпускаемая Сухоложским механическим заводо, имеет сварочный агрегат и гидромолоток.
Подводя итоги, стоит отметить, что КДМ подходят для круглогодичного обслуживания дорог и придорожных объектов, что позволяет избежать сезонных простоев. В зависимости от базового шасси и типа навесного оборудования, такие автомобили можно использовать для очистки снега, борьбы с гололедом, уборки мусора, осуществления мойки дорожного полотна и придорожных объектов как в городе, так и на трассах. Основным недостатком таких машин является их высокая стоимость — по этой причине подобная техника является недоступной многим бюджетным организациям.
|
|