|
Подметально-уборочные машины
Подметально-уборочные машины (ПУМ) входят в группу спецтехники сезонного применения. Обычно они появляются на дорогах летом, в качестве альтернативы поливо-моечным автомобилям и машинам со щеточным оборудованием, которые в силу особенностей своей конструкции и работы не всегда подходят для использования в городских условиях. На широких улицах комбинированные дорожные машины (КДМ) хорошо справляются со своими обязанностями — мусор, сметаемый или смываемый к краю дороги, попадает в ливневые стоки, а уже оттуда — в канализацию. Но если взять узкие улочки или участки со множеством остановок и пешеходных переходов, то здесь применение КДМ может быть связано с определенными трудностями — автомобили будут чистить саму дорогу, а придорожные участки окажутся загрязнены. Та же история с площадями и парками — мусор будет лишь распределяться по территории. Осенью положение будет обостряться обильным наличием опавших листьев, которые плохо собираются сметаются в сторону, а вода будет превращать пыль, мусор и листья в грязь.
И здесь на помощь придут подметально-уборочные машины. Они не смывают пыль и мусор, а собирают его в специальный контейнер в кузове, что позволяет затем транспортировать сор к точке выгрузки. Дополнительное преимущество представляет наличие жидкостной или вакуумной системы пылеподавления, которая препятствует распространению мелких частиц по зоне подметания.
Видов ПУМ достаточно много, однако условно эти автомобили можно сгруппировать по типу сбора мусора. Их два — механический и вакуумный.
Машины из первой группы обычно имеют схожую конструкцию — в основе лежит платформа грузовика, на нее устанавливается кузов, в базе находятся две лотковых щетки, плюс, одна центральная (все щетки — с гидроприводом). Лотковые щетки направляют мусор в центральную часть автомобиля, где его «принимает» центральная щетка и доставляет на транспортер. Последний и обеспечивает попадание сора в стационарный бункер с механизированной загрузкой или в заменяемый контейнер-мусоросборник, которые, как правило, располагаются в передней части кузова.
Системы пылеподавления, главным образом, жидкостные — вокруг щеток распыляется вода. Привод системы, а также насосов гидропривода, осуществляется от коробки отбора мощности.
На данный момент российские ПУМ выпускаются на базе шасси ГАЗ, ЗиЛ и КамАЗ. Наиболее широко распространены машины с платформами ГАЗ-3307 или 3309 и ЗиЛ-433362.
Что касается вакуумных ПУМ, то они также обычно имеют лотковые щетки (одну или две, в зависимости от модификации) и центральную, но вместо транспортера установлена всасывающая труба, которая и обеспечивает сбор мусора. Конструкция и место расположения контейнера также отличаются — контейнер герметичный, расположен в задней части кузова, тогда как спереди находятся бак для воды, насос системы пылеподавления и вентилятор. Также имеются система очищения отработанного воздуха, а в некоторых случаях, и система очистки воды.
Выгрузка собранного мусора производится самосвальным способом. Гидросистема в подавляющем количестве случаев имеет привод от коробки отбора мощности.
Впрочем, в силу многообразия моделей и большого количества производителей подобной техники (преимущественная часть которых, к слову, находятся за границей — в России технику собственной разработки в виде машин КО-326 на шасси МАЗ-5337 и КО-317 на шасси ЗИЛ-534332 выпускает только ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» , а другие компании занимаются, главным образом, установкой оборудования зарубежного производства на отечественные платформы ЗиЛ-433362 и МАЗ-5551), устройства вакуумных машин могут отличаться. Например, автомобиль Schwarze A4000, построенный на базе ЗИЛ-5301, не имеет центральной щетки — потребность в ней, из-за установки широкого приемного раструба, отпадает, зато модель обладает дополнительным мотором для отдельного привода гидравлической системы уборочной техники. У машин со сменным кузовом вроде, FAUN и Росдормаш, центральная щетка также отсутствует — в противном случае демонтаж подметального оснащения для возможности другого применения платформы был бы существенно затруднен.
Также стоит отметить, что на вакуумных машинах достаточно часто встречается дополнительный шланг для отсоса сора из труднодоступных мест. Устанавливается подобное устройство с дополнительным оборудованием в виде пульта управления либо на заднюю стенку кузова, либо на крышу. У автомобилей зарубежного производства распространение получил фронтальный моечно-подметальный агрегат, включающий моющую гребенку и лотковую щетку на поворотной консоли и дополняемый катушкой со шлангом и моющим пистолетом.
Отдельно следует упомянуть вакуумные ПУМ на специальном шасси — эти «малышки» используются там, куда другим машинам не пройти, т. е. на узких улочках, во дворах, парковых и пешеходных зонах. Кстати, в последнее время к данному перечню часть добавляют элитные жилые комплексы. Жители последних просто не согласны терпеть большие автомобили, а вот подобные «пылесосы» еще «котируются».
Главное различие компактов от крупных ПУМ — местонахождение щеток и всасывающей трубы. Первые находятся, как правило, спереди, для возможности контроля за процессом уборки со стороны водителя, вторая либо под кабиной, либо в задней части кузова. Выгрузка контейнера осуществляется самосвальным способом. Предварительно требуется поднять автомобиль.
Российские представители этого класса спецтехники пока практически отсутствуют, поэтому приходится полагаться на импортную продукцию. Среди самых известных заграничных компаний-производителей — Kärcher и Johnston.
Подметально-уборочные машины с навесным оборудованием образуют собой отдельную группу ПУМ. Причина не в системе сбора мусора — она может быть механической или вакуумной — а в повышенной функциональности автомобилей из-за возможности быстрого демонтажа подметальной техники и использования базовой машины на других работах.
В случае с механическими ПУМ за основу берется, как правило, погрузчик (либо с бортовым поворотом, либо вилочный). Производители погрузчиков, кстати, уже давно освоились и предлагают свое подметальное навесное оборудование. Если таковое не найдется, придется сравнивать системы крепления (совпадения, к счастью, встречаются достаточно часто).
Стоит отметить, что российские автопроизводители уже освоили выпуск ПУМ с навесным оборудованием — Тверской экскаваторный завод (ТВЭКС), например, производит модель КМ-03. Она создана на базе автопогрузчика ВП-03, но «родная» для последнего каретка с вилочными захватами уступила место контейнеру для мусора, водяному баку и системе гидропривода с двумя щетками — центральной и лотковой. В результате автомобиль вполне подходит для уборки внутризаводских территорий.
Кроме того, ОАО «Ресктром» предлагает механическую «подметалку» для универсального модуля ТУМ-1200.
Вакуумные ПУМ строятся, главным образом, на базе энергонасыщенных ТС из разряда Unimog. Также широкое применение нашли автомобили на шасси Multicar. Из российских разработок стоит отметить модель ВТЗ 30СШ-КО, построенную на базе трактора ВТЗ 30СШ. Автомобиль имеет вакуумную систему сбора мусора и предназначен, главным образом, для уборки тротуаров.
Последнюю, и самую небольшую группу ПУМ, составляет прицепная техника. Незначительное распространение подобных устройств объясняется сложностью их использования в городских условиях в связи с повышенными требованиями к безопасности движения. С другой стороны, прицепы обладают такими преимуществами, как невысокая стоимость покупки и умеренные затраты на уход и эксплуатацию. Система сбора мусора — как механическая, так и вакуумная, разгрузка — самосвальным способом. Транспортировка такой техники происходит обычно за счет колесного трактора, от заднего вала отбора мощности которого и осуществляется привод гидронасоса прицепа.
Также имеются прицепы, использующие в качестве тягача грузовой автомобиль (в большинстве случаев, самосвал). Здесь для загрузки мусора применяется транспортер, а смет попадает не в бункер, а в кузов автомобиля-тягача. Насос гидросистемы приводится в движение от автономного ДВС. Такую конструкцию имеет прицеп Senior, выпускаемый компаниями Schmidt и Broddway.
Эти же производители являются практически единственными поставщиками в Россию иностранной прицепной техники. Среди отечественных производителей механического оборудования — РАРЗ, КОРМЗ и смоленский КДМ. Вакуумные машины освоил Кировский завод в Санкт-Петербурге — на нем выпускают модель АПВ-4.
|
|